суббота, 29 декабря 2012 г.

С Международным днем КИНО! Георгий Данелия

Международный день кино - это праздник кинематографистов - работников этого удивительного искусства - и его любителей по всему миру. 28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок (а не Капуцинов, как многие привыкли) прошел первый сеанс синематографа братьев Люмьер. Именно эта дата и стала днем празднования Международного дня кино.
Чуть ранее, в том же 1895 году, французы Огюст и Луи Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф». 22 марта 1895 года братья устраивают в Париже первый в истории киносеанс. Они показывают — пока только узкому кругу друзей — коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер». Но днем рождения кино считают именно 28 декабря 1895 года, когда в парижском кафе на бульваре Капуцинок Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Это был первый фильм в истории кинематографа, который был показан публике за деньги. Демонстрация «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» вызвала настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их…
В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего семь минут. С тех пор кинематограф прошел большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от пленочного до цифрового. И, как известно, фильмы бывают разных жанров: научные, документальные, публицистические, художественные. А по всему миру сегодня проводится много различных кинофестивалей: «Оскар», Московский Международный кинофестиваль, «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах, Венецианский международный кинофестиваль, «Берлинале», фестиваль имени братьев Люмьер и другие. Также в разных странах мира установлены свои Дни национального кинематографа. Например, День российского кино отмечается ежегодно 27 августа. 



 Георгий Николаевич Данелия, актер, кинорежиссер и сценарист, родился в городе Тбилиси. Его фильмы давно стали классикой – «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Осенний марафон», «Афоня». А многие фразы из фильмов – крылатыми.
Георгий Данелия происходит из коренной артистической семьи.


     Почти всю жизнь он прожил в Москве. Здесь окончил школу, архитектурный институт, Высшие режиссерские курсы. На вопрос зрителей: «Как случилось так, что вы поменяли профессию?», – он с удовольствием рассказывал следующую историю. Они с другом после окончания архитектурного института получили работу по планировке города будущего. Работать было скучно. Как-то во время обеденного перерыва они увидели под забором пьяного мужчину интеллигентного вида: в галстуке, рядом с ним валялась шляпа. Боясь, что пьяного заберут в вытрезвитель, стали его будить. Мужчина проснулся и решил сделать вид, что прилег отдохнуть. Достал газету «Советская культура» и стал читать. В этой газете Георгий случайно увидел объявление «Мосфильма» о наборе на Высшие режиссерские курсы.
 Так решилась его судьба.

     Его режиссерским дебютом стал фильм «Сережа», над которым он работал с Игорем Таланкиным. Картина привлекла внимание критиков и зрителей, принесла режиссерам известность и несколько призов международных фестивалей. Сам Данелия рассказывал о фильме:«После этого фильма я понял, что никогда ничего не сниму, потому что был оглушительный успех, о нас писали. А я-то понимаю, что все получилось случайно. И так страшно снимать дальше. И тогда я сказал себе: «Снимай то, что тебе хочется, и снимай так, чтобы тебе понравилось. По этому принципу я существую до сих пор».

     В лирической комедии «Я шагаю по Москве» Данелия сумел соединить иронию и лиризм, особое значение придав раскрытию психологии героев. Картина стала культурным событием и вошла в «Золотой фонд» отечественного кинематографа. В фильме «Тридцать три» режиссер обратился к сатире и гротеску, после которого он стал признанным мастером комедии. Среди следующих наиболее известных и любимых зрителями работ фильмы «Афоня», «Мимино», и, конечно же, фантастическая комедия «Кин-дза-дза». Интервью с Георгием Данелией не менее интересны, чем его фильмы. Легко и остроумно он рассказывает, как снимались его картины. Невозможно сдержать улыбку от рассказа о поездке в Америку: «Больше всего мне запомнился американский «Оскар».
Приезжали какие-то два критика американские и отобрали для показа в Лос-Анджелесе фильм «Афоня», чему я был очень удивлен, потому что Америка и «Афоня» для меня вещи несопоставимые. Чтобы было понятно, американцам пришлось заменить фразы типа: «Я уехал на картошку», на - «Я ушел в библиотеку». Все работы Георгия Николаевича – это истинно актерские фильмы. Умение создать коллектив единомышленников из актеров разных школ – его особый дар как режиссера. Также большое значение в своих картинах он придавал музыке, считая ее важнейшим выразительным средством. Нередко сам предлагал музыкальные темы к своим будущим фильмам.

     Кроме всего, Георгий Николаевич является автором и соавтором сценариев многих фильмов. Таких известных, как «Джентльмены удачи», «Француз». Он автор нескольких книг, увлекается живописью и музыкой. «Кто такой Данелия? — сказал однажды о Георгии Николаевиче замечательный актер Евгений Леонов. — Во-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и неожиданный даже для тех, кто его хорошо знает. И во-вторых, — это просто добрый человек: и талант его добр и фильмы его добрые. В каждом он оставляет кусочек доброты, кусочек своего сердца, кусочек своей любви к людям...»

Из паутины Инета

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Буду благодарна за Ваш отзыв на публикацию.