Накануне новогодних праздников данковцев посетил известный ташкентский поэт Николай Ильин.
Встреча прошла в гостеприимном зале дома-музея Сулеймана Юдакова.
За круглым столом было по-домашнему тепло и уютно.
Пили чай, слушали Николая, обменивались мнениями, читали стихи.
Предновогодняя, Рождественская атмосфера располагала к праздничному настроению. Расходиться не хотелось. Закончилось общение пением любимых песен под аккомпанемент нашей гостьи Софьи Климачевой.
На сайте Культура.уз опубликована статья Гуарик Багдасаровой.
Помещаю статью полностью, но с моими фотографиями.
Подходят ли эти критерии для стихотворных текстов? По мнению Н. Д. Ильина, словесно-художественное произведение, в частности, поэзия тяготеет к выразительности и строгой организованности. В лучших своих образцах она максимально насышена смыслом, а потому не терпит какого-либо перестраивания. В поэзии – любой речевой элемент превращается в фигуру поэтической речи. Каждый присутствующий за «круглым столом» попробовал на собственных стихах определить особенности литературного унифицированного языка и специфические средства художественной речи («поэтического языка»).
В качестве образца Н.Д.
Ильин привёл известное со школьной скамьи стихотворение А.С.
Пушкина «Я вас любил…». Стилистически,
без излишнего пафоса, оно приближается к эпистолярному повествовательному
жанру. Внешне почти неотличимое от обиходной речи, и только, возможно,
благодаря последним строкам о самопожертвовании автора - в
этом крутом повороте нестандартной мысли - это хрестоматийное
произведение становится непревзойдённым шедевром русской лирической
поэзии:
«Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим».
(1829)
Пушкинская поэзия была при его жизни «залогом и утешением» (А. И. Герцен) и такой же остаётся для читателей в XXI веке.
Любителю пения очень трудно признать, что у него нет голоса, - далее рассуждает Н.Д. Ильин. Графоман хочет оставить после себя одно-два или несколько стихотворений, в которые он вложил своё представление о жизни или позаимствовал его у классиков, но не свою душу, не своё, отличное от всех, литературное мышление, как это, например, смог сделать И. Сельвинский в двух строках, посвящённых описанию тигра:
«Усатый, как солнце, ленивый, как знамя,
Он медленно шёл на сближение с нами».
Дилетант приходит с правильно выстроенным стихотворением к редактору и спрашивает: «Что вам здесь не нравится?» Вроде бы на поверку всё есть, но поэзия здесь не ночевала: нет признаков нового нестандартного мышления; отсутствует колорит непреднамеренности, импровизационности; не хватает ощущения сиюминутного возникновения высказывания, иллюзии его сотворения как бы в нашем присутствии на наших глазах. И тогда стихотворение, увы, хоть и умно, но мертво, бездыханно.
Надо уметь смотреть на своё произведение не только своими, но и чужими глазами, учитывать воспринимаемость поэтического текста: «Что я здесь написал такого, чего нет у других?». Одни склонны ретушировать чужие фотографии мира. Другие, как французские импрессионисты, – создают с помощью живописной метафоры нереальный мир. Метафора строит два параллельных мира: реальный и выдуманный вами. Эпитет преображает ваш собственный мир. Стих – гармошка, куда всё может влезть, кроме оригинального выражения вашей индивидуальности. Результат зависит от чувства меры, «золотого сечения» мысли, вашего эстетического вкуса. Вывод: в отдельных случаях надо избегать перенасыщенности метафор, какой порой страдает современная модернистская поэзия.
«У нас всё ведь от Пушкина», - говорил Ф.М. Достоевский. У А.С. Пушкина в «Каменном госте»: «На совести усталой много зла…» - проще и глубже вряд ли можно было выразить одним эпитетом «усталой» тип разочарованного романтика и ловеласа Дон-Гуана!
В подтверждение краткого теоретического курса по стилистике художественной речи Н. Д. Ильин прочитал свои стихи, навеянные возвышенной музыкальной атмосферой Дома-музея С. Юдакова, в которых слушатели обнаружили созвучие сердца и слова, мига и вечности, «гармонию времён, весы добра и зла»:
Виолончель играет ночь,
Душистый сумрак холодеет.
Немолчный маятник, пророчь
Начало полуночных бдений.
В густой туман уходит сад,
Где взгляд от ясности отрёкся,
Смычок смутился и осёкся,
Ступив на пауз чутких ряд…
Молчанье ночи превозмочь
Мечтают пальцы чародея.
Виолончель играет ночь,
Прозрачный сумрак холодеет.
В течение двухчасового мастер-класса ещё долго и много звучали стихи поэтов Олега Бордовского, Армануш Маркарян, Марата Кадырова, Игоря Бахтиозина, Татьяны Поповой, Валентины Показанец, Леонида Саакова, Светланы Демидовой, Гуарик Багдасаровой. Чтение стихов органично перешло в коллективное исполнение популярных патриотических и лирических песен, ведь на календаре до Нового года оставалась неделя. Впрочем, каждый из участников мастер-класса уносил с собой одну заветную истину от Николая Ильина:
Чтоб жизнь понять, не надобен рецепт,
Лишь надо слышать звуки, а не ноты,
Смотреть не на палитру, а на цвет,
Искать слова в душе, а не в блокноте.
С годами научаешься притом
Следить за временем, а не календарём."
Гуарик Багдасарова
Фото Светланы Демидовой
Встреча прошла в гостеприимном зале дома-музея Сулеймана Юдакова.
За круглым столом было по-домашнему тепло и уютно.
Пили чай, слушали Николая, обменивались мнениями, читали стихи.
Предновогодняя, Рождественская атмосфера располагала к праздничному настроению. Расходиться не хотелось. Закончилось общение пением любимых песен под аккомпанемент нашей гостьи Софьи Климачевой.
На сайте Культура.уз опубликована статья Гуарик Багдасаровой.
Помещаю статью полностью, но с моими фотографиями.
"В этот
день 23 12 14 в столичном Доме-музее композитора Сулеймана Юдакова,
где дважды в месяц собираются представители литературно-творческого
объединения «Данко», было особенно оживлённо. На то были две причины.
Во-первых, все любители поэзии ещё пребывали в состоянии эйфории,
вызванной выходом в этом году в издательстве «Национальная
библиотека А. Навои в честь 16-летия «Данко» нового издания
альманаха «Созвездие». Во-вторых, долгожданным гостем сообщества
самодеятельных стихотворцев в этот раз стал известный ташкентский поэт,
литературный критик, методист, заместитель редактора журнала
«Преподавание языка и литературы в школе» Н.Д. Ильин. И разговор шёл о
различии литературного языка и художественной речи – вопроса, который волнует
как начинающих, так и зрелых поэтов.
Николай Дмитриевич, со
свойственным ему ораторским искусством и одновременно непосредственной выразительной
простотой устной речи, лаконично на «пяти пальцах» разъяснил
содержание многомерного понятия «культура речи». В нашем привычном
понимании - это умение говорить и писать правильно, понятно и
выразительно. Подходят ли эти критерии для стихотворных текстов? По мнению Н. Д. Ильина, словесно-художественное произведение, в частности, поэзия тяготеет к выразительности и строгой организованности. В лучших своих образцах она максимально насышена смыслом, а потому не терпит какого-либо перестраивания. В поэзии – любой речевой элемент превращается в фигуру поэтической речи. Каждый присутствующий за «круглым столом» попробовал на собственных стихах определить особенности литературного унифицированного языка и специфические средства художественной речи («поэтического языка»).
«Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим».
Пушкинская поэзия была при его жизни «залогом и утешением» (А. И. Герцен) и такой же остаётся для читателей в XXI веке.
Любителю пения очень трудно признать, что у него нет голоса, - далее рассуждает Н.Д. Ильин. Графоман хочет оставить после себя одно-два или несколько стихотворений, в которые он вложил своё представление о жизни или позаимствовал его у классиков, но не свою душу, не своё, отличное от всех, литературное мышление, как это, например, смог сделать И. Сельвинский в двух строках, посвящённых описанию тигра:
«Усатый, как солнце, ленивый, как знамя,
Он медленно шёл на сближение с нами».
Дилетант приходит с правильно выстроенным стихотворением к редактору и спрашивает: «Что вам здесь не нравится?» Вроде бы на поверку всё есть, но поэзия здесь не ночевала: нет признаков нового нестандартного мышления; отсутствует колорит непреднамеренности, импровизационности; не хватает ощущения сиюминутного возникновения высказывания, иллюзии его сотворения как бы в нашем присутствии на наших глазах. И тогда стихотворение, увы, хоть и умно, но мертво, бездыханно.
Надо уметь смотреть на своё произведение не только своими, но и чужими глазами, учитывать воспринимаемость поэтического текста: «Что я здесь написал такого, чего нет у других?». Одни склонны ретушировать чужие фотографии мира. Другие, как французские импрессионисты, – создают с помощью живописной метафоры нереальный мир. Метафора строит два параллельных мира: реальный и выдуманный вами. Эпитет преображает ваш собственный мир. Стих – гармошка, куда всё может влезть, кроме оригинального выражения вашей индивидуальности. Результат зависит от чувства меры, «золотого сечения» мысли, вашего эстетического вкуса. Вывод: в отдельных случаях надо избегать перенасыщенности метафор, какой порой страдает современная модернистская поэзия.
«У нас всё ведь от Пушкина», - говорил Ф.М. Достоевский. У А.С. Пушкина в «Каменном госте»: «На совести усталой много зла…» - проще и глубже вряд ли можно было выразить одним эпитетом «усталой» тип разочарованного романтика и ловеласа Дон-Гуана!
В подтверждение краткого теоретического курса по стилистике художественной речи Н. Д. Ильин прочитал свои стихи, навеянные возвышенной музыкальной атмосферой Дома-музея С. Юдакова, в которых слушатели обнаружили созвучие сердца и слова, мига и вечности, «гармонию времён, весы добра и зла»:
Виолончель играет ночь,
Душистый сумрак холодеет.
Немолчный маятник, пророчь
Начало полуночных бдений.
В густой туман уходит сад,
Где взгляд от ясности отрёкся,
Смычок смутился и осёкся,
Ступив на пауз чутких ряд…
Молчанье ночи превозмочь
Мечтают пальцы чародея.
Виолончель играет ночь,
Прозрачный сумрак холодеет.
В течение двухчасового мастер-класса ещё долго и много звучали стихи поэтов Олега Бордовского, Армануш Маркарян, Марата Кадырова, Игоря Бахтиозина, Татьяны Поповой, Валентины Показанец, Леонида Саакова, Светланы Демидовой, Гуарик Багдасаровой. Чтение стихов органично перешло в коллективное исполнение популярных патриотических и лирических песен, ведь на календаре до Нового года оставалась неделя. Впрочем, каждый из участников мастер-класса уносил с собой одну заветную истину от Николая Ильина:
Чтоб жизнь понять, не надобен рецепт,
Лишь надо слышать звуки, а не ноты,
Смотреть не на палитру, а на цвет,
Искать слова в душе, а не в блокноте.
С годами научаешься притом
Следить за временем, а не календарём."
Гуарик Багдасарова
Фото Светланы Демидовой
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Буду благодарна за Ваш отзыв на публикацию.